Кальян и его история. Иран

Кальян и его история. Иран

05 августа 2020

Если вам вдруг захотелось после прочтения подкинуть автору денег на табачок и угли, то вот номер карты и заранее искренняя благодарность) 5469 3009 4182 9852

Вступление

Теорий происхождения кальяна достаточно много — чуть больше десятка, но вот обоснованных с точки зрения исторической методологии, с письменными и материальными источниками всего две. Первая — индийская, которую пиарит все англоговорящее коммьюнити, а вторая — иранская.

Я думаю, что многие в курсе насчет политической репутации Ирана в мире и о том, как его кошмарят Западные страны. По сути дела Иран находится в изоляции. Не мне рассуждать обоснованно это состояние или нет, но факт есть факт и поиск источников по причине незнания мною фарси для меня был затруднен. Я уверен, что при большей открытости Ирана можно было бы найти намного больше информации, но будем довольствоваться тем, что имеем, хотя этого и так более, чем достаточно.

А теперь давайте начнем уже изучать историю кальяна в Иране и их теорию его происхождения. А начинать приходится, как обычно, с португальцев.

Вездесущие португальцы

Для начала стоит поговорить о том, почему португальцы были во всех уголках Индийского океана и мы в каждой статье натыкаемся на их след.

Как известно, Европа не слишком богата такими экзотическими товарами как слоновая кость, специи, драгоценные камни, дорогие породы дерева, шелк и так далее, при этом спрос на них был огромный. Когда мусульманские страны перекрыли для европейцев пеший и морской путь на восток, сделав торговую деятельность очень дорогой и опасной, они начали задумываться о поиске обходных путей в Индию и Китай, считавшимися главными производителями ценных для Европы товаров.

Шелковый Путь в общих чертах
Шелковый Путь в общих чертах. Это очень условная карта, как и сам термин, но нам важен факт самого существования торговли между Азией и Европой

Лидерами в этих поисках стали испанцы и португальцы. Первые поплыли через Атлантический океан на Запад, наткнувшись в результате на Америку и при этом решив, что это Индия. А вторые отправились на Юг, предположив, что Африка не такая уж и большая и ее можно быстренько обогнуть и достигнуть своей цели.

Маршрут путешествия из Европы в Индию до построения Суэцкого канала в 1859 году
Маршрут путешествия из Европы в Индию. До построения Суэцкого канала в 1859 году вся торговля проходила только так, либо через Россию, что выходило, мягко говоря, подольше

Именно с этой целью в 1487 году начинает свою экспедицию Бартоломеу Диас, который достигает самой южной оконечности Африки под названием Мыс Доброй Надежды. Так как от Португалии до Юга Африки нужно было преодолеть 10000 километров по не самым приветливым водам Атлантического океана, то следующие экспедиции не предпринимались 10 лет, пока Испанцы не открыли Америку, считавшуюся тогда «Западной Индией». С целью закрепить за собой так называемую «Восточную Индию» португальцы снаряжают новую экспедицию в 1497 году под руководством никому неизвестного тогда Васко-Де Гама. В 1498, пройдя лишения, голод и цингу, корабли достигают города Калькутты в Индии, немного покошмарил местных, поторговал и отправился назад. В 1499 году Васко-Де Гама возвращается в Лиссабон, в сумме пройдя больше 40000 километров и потеряв 2 судна из 4 и 120 моряков из 170. Несмотря на все потери, экспедиция оказалась настолько прибыльной и успешной, что окупила затраты на саму себя в 50 раз. При этом, Васко-Де Гама составил достаточно подробные карты морского пути в Индию, после чего Португалия стала на 80 лет Великой Колониальной Империей, получая баснословные деньги за торговлю между Индией и Европой.

Васко-Де Гама
Васко-Де Гама. Сразу видно — целеустремленный мужчина

Так первые португальские граждане попали в Азию. Они не только торговали с местными, но и расширяли колониальную империю, захватывая новые территории. Как мы помним из прошлой части, в 1510 Альфонсу-Де Альбукерке захватывает Гоа- княжество в Индии. Но еще раньше, в 1507 году он же покоряет остров Ормуз, который находится как раз на выходе из Персидского залива, по которому проходили основные морские торговые маршруты из Персии. Правда, окончательно португальцы закрепились в Персидском заливе лишь в 1515 году, захватив Бахрейн и заново восстановив утерянную в ходе местного восстания власть над Ормузом. С этого момента начинается более чем столетнее бодание между португальцами, персами и османами за контроль торговли в Персидском заливе, которое окончится только в 1622 году с захватом всех португальских колоний Персией при морской поддержке Великобритании.

Португальская империя 1415-1999
Такая маленькая Португалия и так много колоний сумела скушать. Хоть Ормуз здесь и не видно, но он есть

Персидский залив и Ормузский пролив на его выходе, именно там и располагается остров Ормуз
Персидский залив и Ормузский пролив на его выходе, именно там и располагается остров Ормуз. Местоположение стратегически и экономически выгодное, согласитесь

Табак в Сефевидской Персии

И именно с этого, 1515 года, мы переходим к Персии, на тот момент в ней совсем недавно (1501 год) установилась новая династия Сефевидов под руководством Исмаила 1. Надо понимать, что современный Иран- это лишь наследник той империи. Она включала в себя часть среднеазиатских республик, Азербайджан, часть Армении, часть Ирака и, номинально, некоторую часть Афганистана, так что государство это было разнородное. Конечно, Шаханшаха (Царя царей-тогдашнее официальное название правителя) не устраивало нахождение вблизи его границ мощного форпоста грозного европейского противника, но сделать он с ним мало что мог, так что приходилось мириться с этим и торговать по новым правилам.

Сефевидская Персия
Сефевидская Персия

Европейцы привозили новые для персов товары, как из Европы, так и быстрорастущих американских колоний, в том числе — табак. В каком году он впервые попал в Персию достоверно неизвестно, но приблизительные рамки между 1521(первая табачная плантация) и 1535(первое письменное упоминание табака в Иране). Масштабы торговли для начала 16 века поражают воображение. Европейцы везли из Америки и Европы, вокруг Африки, в Иран разнообразные товары, продавали их там и возвращались в Европу, преодолевая больше 70000 километров. Так как первая табачная плантация португальцев была основана только в 1549 году, то становится очевидно, что закупался первый табак у испанцев. При помощи цепи форпостов португальцы оседлали основные торговые маршруты в Индийском океане и обогащались за счет практически монопольной торговли.

Изобретение кальяна

Табак распространялся в Иране очень быстро и в основном благодаря кальяну. Его начали курить абсолютно все, как мужчины, так и женщины, что практически немыслимо для мусульманского Средневековья. Имя изобретателя кальяна неизвестно, вероятнее всего им стала адаптация под табак устройства для курения гашиша, который был в употреблении в Персии уже несколько веков. Первые упоминания табака и кальяна в письменных источниках относятся к 1535–1536 годам и принадлежат двум поэтам, первого звали Ахли Ширази, а второго -Басити.

Вот перевод их рубаи на английский:

Омар Хайям
Омар Хайям — самый известный писатель рубаи в мире

Таким образом мы имеем вполне обоснованные письменные источники от 1535 года, которые утверждают, что табак в Персии не просто курили, а употребляли через особое устройство — кальян. Я не смог найти других английских источников, а фарси я не знаю, но следующее упоминание кальяна и табака происходит в Индии, хотя и тут все вполне логично. Династия Великих Моголов, правившая там в то время, родом из Персии, как и инженер, «придумавший» кальян для Акбара 1. Логично было бы предположить, что он просто предложил использовать правителю уже известный иранцам кальян, чтобы обезопасить его здоровье. Особенно интересно это в свете того, что ареал распространения кальяна долгое время не выходил в Индии за пределы проживания мусульман, многие из которых либо сами были из Персии, либо испытывали большое ее культурное и религиозное влияние. Так что Индия получается не изобретателем, а заимствователем того, что изобрели предки иранцев.

Дальнейшая история кальяна в Иране

С конца 16 века размах популярности табака только увеличивается. Как через сто лет опиум обменивали на золото и серебро в Китае, так Персия теряла свою валюту, обменивая ее на табак. Почему? Персы не выращивали табак в своей стране. В начале 17 века в Иране шах Аббас 1 выпустил первый антитабачный закон, который полностью запрещал любые виды употребления табака. Судя по источникам, сам Аббас ненавидел табак и считал его порождением Иблиса (Дьявола), в довесок к этому, его солдаты тратили практически все свои средства на табак, привозимый иноземцами из Америки. Доходило до того, что солдатам было нечем кормить семью. Однако чашу терпения переполнило поражение в сражении с османами во время османско-персидской войны 1603–1619 годов. Часть войска была послана в обход армии Османской Империи, захватила лагерь и, обнаружив запасы табака, полностью утратила дисциплину и начала тотальный грабеж, из-за чего Персидское войско было разгромлено по частям.

Милонов, Виталий Валентинович
«Курить кальян — значит сосать у Дьявола!» © Милонов, один из последователей Аббаса 1

Однако закон не привел к ожидаемым результатам. К 1621 году распространение табака достигло небывалых масштабов, как писал немецкий путешествинник Генрих фон Посер:«Они просто напросто пьют этот табак в огромных количествах в этом городе».

В 1622 году Британцы потихоньку разгоняют паровой каток колониализма и начинают выдавливать конкурентов из Азии. Несмотря на то, что Португалия была давним союзником Великобритании, в заморских делах действовали другие законы. Британцы поддерживают Персию в возвращении ее исконных территорий и оказывают морскую поддержку во время захвата Ормуза и Бахрейна. Хотя они еще раньше начинают вытеснять португальцев с иранских рынков, к примеру на табачном поприще. Уже в то время многие были особо разборчивы в своих предпочтениях, иранцы очень не любили бразильский табак, привозимый португальцами, предпочитая ему североамериканскую вирджинию, которая выращивалась в британских колониях. Именно с этого момента основным торговым партнером Сефевидов становится Великобритания, которая в итоге сделает из древней страны своего вассала.

Приблизительно в это время в Иране появились первые «кальянные», которые располагались во всех городах, в самых центрах и обязательно на главных площадях. Как видите, никакие запреты не препятствовали контрабанде табака на территорию Персии. В это же время местные предприниматели начали основывать в Иране первые табачные плантации, что удешевило его стоимость. Государство просто физически не могло оградить население от табака. Законодательная чехарда то вспыхивала, то затихала, табак запрещали и разрешали 6 раз с начала 17 века до 1642 года.

Иранская кальянная
Иранская кальянная

В итоге, борьба с мельницами закончилась с приходом к власти Аббаса 2, который обожал табак и в особенности — кальян. При дворе даже учередили должность «кальянщика» , называлась она qualyan-dar. Кальян стал обычным бытовым инструментом, который должен обязательно быть в каждом доме, его курили абсолютно везде и по несколько раз в день. Из Ирана кальян начал свое шествие по мусульманским и балканским народам.

Почему же именно кальян сыграл такую значимую роль в распространении табака в Персидской Империи? Секрет успеха оказался прост — изобретение так называемого журака в конце 16 века. Это вымоченные в патоке листья табака с добавлением специй, которые укладываются в специальную глиняную чашу, а уже на них кладутся древесные угли. Мягкость и новые вкусовые ощущения журака разительно отличали его от своего предшественника — томбака, который был не более чем смоченными в воде листьями табака, намотанными на шахту. Помимо этого, именно в Иране кальян приобрел вид, похожий на современный и обзавелся стеклянной колбой, которая и дала ему название в Османской Империи — наргилия, что на фарси означает стекло.

Просто красивая картинка с каликом, кэлычем, кольяндопулой
Просто красивая картинка с каликом, кэлычем, кольяндопулой

К 1890 году в табачной сфере Ирана было занято около 200 тысяч человек, при населении в 7 миллионов, курила практически вся страна. Увидев такой прибыльный бизнес, британские производственники решили, скажем так, отжать его, а персидские власти не смели перечить, так как тому моменту страна была практически полностью в сфере влияния англичан. Великобритании предоставили право на производство, продажу и экспорт иранского табака на 50 лет: табачная корпорация Персии полностью перешла в пользование колонизаторов. Производители и торговцы были вынуждены продавать свой товар британцам, которые перепродавали его по своим ценам, согласованным с персидскими властями.

Плантация табака
Тысячи подобных плантаций до сих пор располагаются по всему Ирану

Значительная часть прибыли местных базаров шла именно от табака. Потеряв доход, в 1891 году жители городов начали массово протестовать против британской монополии. Тогда вышедших на улицы рабочих удалось утихомирить, обратившись к слову божьему: глава шиитского духовенства Сейид Мухаммед Хасан Хусейни Нури Ширази издал фетву о запрете курения табака в Иране. Хотя в Коране ничего не говорится о вреде курения, он сослался на слова пророка Мухаммеда «Не вредите себе или другим». В фетве было сказано, что употребление табака равносильно войне против скрытого шиитского имама Махди. Это был очень крупный религиозный протест, так как скрытый имам имеет исключительную важность в шиитском исламе.

До публикации фетвы потребление табака в Иране было настолько распространено, что курили практически везде, в том числе внутри мечетей. Несмотря на популярность табака, религиозный запрет возымел настолько сильное влияние, что даже слуги в гареме шаха отказались забивать трубки его женам.

Фетву вскоре отменили, и иранцы со спокойной совестью вернулись к курению, не боясь прогневить Аллаха. Тем не менее табачные бунты вековой давности в дальнейшем способствовали развитию национально-освободительного движения против британских империалистов, которое завершилось исламской революцией и созданием в 1979 году Исламской Республики Иран.

Придя к власти, духовенство задумало новый этап борьбы с пагубной привычкой. Они активно пропагандировали здоровый образ жизни среди прихожан, помогая словом справиться с никотиновой «ломкой». В то же время на государственном уровне активных мер не принималось вплоть до 2007 года.

Сейид Мухаммед Хасан Хусейни Нури Ширази
Собственно сам Сейид Мухаммед Хасан Хусейни Нури Ширази. Главный антитабачник всех времен

Современное состояние

В 2007 году антитабачные активисты добились от правительства принятия нового закона о запрете пропаганды курения. Документ стал одним из самых суровых в мире, его даже отметила Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Курение полностью запретили в любых общественных местах, в том числе в университетах, транспорте, кафе, барах и ресторанах. Ограничили рекламу табачных изделий на телевидении, в интернете, наружной рекламе; нельзя было использовать названия брендов сигарет в кино и печатных изданиях. По данным ВОЗ, сигареты стали менее доступны для населения в период с 2014 по 2016 год. Однако отмечается, что в среднем с 2008-го по 2016-й этот показатель не изменился. Хотя для иранцев они никогда и не являлись основным способом потребления табака, в отличие от кальяна.

Курение кальяна глубоко интегрировано в культуру Ирана: прибывшие в Исламскую Республику туристы нередко получают совет посетить кальянную или чайхану. Это, как правило, мужские заведения, в которых можно и перекусить. Но главное времяпрепровождение — курение кальяна.





Не одним кальяном единым славится Иран, но и прекрасной архитектурой, природой и самобытной культур

Для иранцев кальян- это не ритуал, их курят везде и всюду, просто так, не вкладывая в процесс никакой мистики, для них это самая что ни на есть бытовуха. На специализированных форумах кальянщики отмечают, что, по их мнению, курят 80 процентов иранцев — и мужчины, и женщины практически всех возрастов. Это неудивительно, ведь стоимость одного кальяна начинается примерно от двух долларов, а вариант люкс можно заказать всего за семь долларов. Его курят не только в чайханах, но и дома. По словам некоторых туристов, среднестатистический иранец курит кальян два раза в день — после обеда и после ужина.

Сам Иран вследствие своей закрытой внешней политики, не слишком широко представлен в кальянной сфере, хотя и побольше, чем та же Индия. На территории Ирана производятся такие табаки для кальяна, как: Sirius, Fume и Fakhur. Несмотря на изобретение в середине 20-го века муасселя в Египте, в Иране все еще остается популярным курение журака и его там производят в приличных количествах. Также в Иране выращивают большое количество дохи, которую потом поставляют в ОАЭ, Бахрейн и Кувейт, она встречается также в некоторых российских брендах. На территории этого государства конечно же производятся кальяны, к примеру компанией Pars. Основное потребление всех этих продуктов приходится на сам Иран, так как объемы курения в нем огромны. Чтобы вы понимали, из 80-миллионного населения курит кальян на постоянной основе более 70%. По некоторым данным в день в Иране выкуривается порядка 50–60 миллионов кальянов, до этих объемов любой стране в мире еще очень далеко. Если что, то официальной статистики нет, это лишь догадки, но если кто найдет такие данные, то присылайте, буду рад.

Современная кальянная в Иране
Современная кальянная в Иране. Симпатичненько

Спасибо тебе, дорогой читатель, за твое внимание. Мы сумели рассмотреть две основные версии происхождения кальяна и его историю в Иране и Индии, но это еще далеко не вся его история. В следующей части мы отправимся в одно из величайших мусульманских государств — Османскую империю. Всего вам доброго.

И в качестве подарочка вам видео, в котором крутой чувак рассказывает о традициях курения кальяна в Иране.

Источники

  1. A Medical History of Persia and the Eastern Caliphate: From the Earliest Times Until the Year A.D. 1932
  2. Sivaramakrishnan, v. M (2001). Tobacco and Areca Nut. Hyderabad: Orient Blackswan.
  3. Rousselet, Louis (2005) [1875]. «XXVII — The Ruins of Futtehpore». India and Its Native Princes: Travels in Central India and in the Presidencies of Bombay and Bengal (Reprint — Asian Educational Services 2005 ed.). London: Chapman and Hall.
  4. Blechynden, Kathleen (1905). Calcutta, Past and Present. Los Angeles: University of California.
  5. The Pursuit of Pleasure: Drugs and Stimulants in Iranian History, 1500–1900. Rudi Matthee is Professor of History at the University of Delaware.
  6. The Wealth of India. Council of Scientific & Industrial Research. 1976.
  7. Khaled Aljarrah; Zaid Q Ababneh; Wael K Al-Delaimy (2009). «Perceptions of hookah smoking harmfulness: predictors and characteristics among current hookah users». Tobacco Induced Diseases.
  8. «ḠALYĀN — Encyclopaedia Iranica»
  9. Cook, Vivian (9 December 2010). It’s All in a Word: History, meaning and the Sheer Joy of Words.
  10. Сайт Lenta.ru «Иран проиграл табаку»
  11. Nationalizing Iran: Culture, Power,and the State, 1870–1940.
Автор: Кальянщик его Императорского величества